Записки о здравии и о упокоении в церкви

Записки о здравии и упокоении, которые подают в храмах, появились сравнительно недавно. Такие записки являются по своей сути одноразовыми помянниками в тех семьях, где нет книги-помянника, передаваемой из поколения в поколение.

Люди, приходя в храм, зачастую мало знают о церковных правилах и порядках. Именно поэтому у них возникают вопросы: как правильно писать записку о здравии; как подавать записки о здравии и о упокоении;  имена в записках как писать; кого можно упоминать, а кого нельзя в записках о здравии и о упокоении. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Что такое помянник

Во многих семьях, где чтут традиции христианства, есть специальная книжечка - помянник, куда заносят имена живых и умерших родственников, и которую следует подавать в церковь для поминовения во время службы. Если в вашем роду до сих пор нет такой книги,помянник и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. 

Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Что такое записки "О здравии" и "О упокоении"

Церковная записка "О здравии" или "О упокоении" это, по своей сути, одноразовый помянник.  Такая записка требует такого же уважения, как и книга-помянник. Заполнять ее следует аккуратно по установленным правилам. 

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

Как правильно писать записку "О здравии" и "О упокоении"

zapicki obr 1

  1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
  2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
  3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
  5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
  6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
  7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
  9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".
  10. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный".
  11. Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).
  12. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Как указать беременную в записке "о здравии"

Современному слову «беременная» в церковно-славянском языке соответствует слово «непраздная».

В записках о здравии беременных женщин надо добавлять непраздная, но если будет написано плодоносящая, то священник все равно поймет, о чем идет речь.

Чьи имена можно писать в записке "о здравии"

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга". На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Сейчас записка о здравии заполняется в следующем порядке:

  1. имя Патриарха,
  2. имя Архипастыря,
  3. имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
  4. имена родителей,
  5. свое имя,
  6. имена членов своей семьи,
  7. имена близких и родных,
  8. имена благодетелей,
  9. имена завистников, обидчиков, врагов.

Почему именно в таком порядке? 

  • В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от "здравия" которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
  • Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших".
  • Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного".
  • Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного".
  • За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
  • Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
  • Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Чьи имена можно писать в записке "о упокоении"

Вторая записка, подаваемая в церкви, - "О упокоении". В ней следует писать имена:

  1. усопших сродников,
  2. усопших знакомых,
  3. усопших учителей и наставников,
  4. усопших благожелателей, кто делал вам добро,
  5. всех усопших, кто вам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Чьи имена нельзя писать в записках "О здравии" и "О упокоении"

Кого нельзя упоминать в записках?

Церковь не поминает следующих людей:

  • самоубийц;
  • не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
  • усопших, причисленных к лику святых. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; — убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Не следует подавать записки о них, о них следует молиться дома.

Образец записок "О здравии" и "О упокоении"

 zapiski v hrame

Заказная записка в церкви (обедня)

Кроме обычных записок о здравии и о упокоении в православных принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне. То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоуст

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Сорокадневное поминовение включает в себя как церковное, совершаемое во время литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми либо специально нанятым христианином.

Записка на молебен

Молебен - это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д. Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, - или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

 Когда и как часто надо подавать записки "о здравии" и  "о упокоении"

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение:

  • в день рождения,
  • день крещения,
  • день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного.

Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка. За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.