Вы находитесь здесь:Главная»Какой сегодня праздник»Праздники 13 января 2018 года

Праздники 13 января 2018 года

13 января 2018 года — Суббота, 13 день 2018 года по григорианскому календарю. 13 января соответствует 31 декабря юлианского календаря (по старому стилю).

Праздники 13 января 2018 года в России

  • День российской печати. 13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра Первого вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Также читайте:

Праздники 13 января 2018 года на Украине

  • Праздники 13 января 2018 года на Украине — отсутствуют.

Всемирные и международные праздники 13 января 2018 года

  • Всемирных и международных праздников 13 января 2018 года — нет.

Православные праздники 13 января 2018 года

13 января 2018 года в православной церкви: Седмица 32-я по Пятидесятнице, Суббота по Рождестве Христовом, поста нет. 

Установлены следующие памятные даты:

  • Отдание праздника Рождества Христова;
  • День памяти преподобной Мелании Римляныни;
  • День памяти святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского;
  • День памяти святителя Досифея исповедальника, митрополита Загребского;
  • День памяти священномученика Михаила Березина, пресвитера;
  • День памяти мученика Петра Троицкого.

Народные праздники 13 января 2018 года

  • Овсень. Овсень — день в народном календаре русских Поволжья и Центральных областей Европейской части России, канун Нового года — 31 декабря по старому стилю (13 января по новому), иногда — название соответствующего обряда, а также связанных понятий: - песня, исполняемая во время хождения по домам; - участник обряда; - дар за овсеньканье. Территория распространения обозначенных терминов (а также их вариантов: авсенька, усень, тусень, таусень, баусень и др.) — районы Поволжья, средних и некоторых южных областей России (Тамбовская, Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская). Название «Овсень» дано по типовому рефрену святочной песни: «Ой, овсень, ой овсень!», «Авсень, авсень!», «Бай, авсень!», «Таусень, таусень!», «Та-аосин!» и тому подобное. Овсеневые песни практически ничем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным рефреном («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле. Обходной обряд, проводимый в этот день (разновидность колядования), назывался: овсеньканье, ходить таусить или усенькать, авсень кликать, таусеньки петь. Ср.: нижегород. «в святки ходят таусить», «в Новый год ходили усенькать девушки»; рязан. «авсенъ кликали под Новый год»; «хадили мы авсеньками (то есть ряжеными) на авсеньки, пад Новый год»; «давайти нарижацца авсеней»; «как aвcеньки — нада блины испечь, авсеньки будут ходить». Такими же словами определялись овсеневые песни и угощение, получаемое обходниками от хозяев: «под Новый год ходили таусеньки петь»; «девушки ходили под Новый год под окнами кричать таусеньки»; «дети ходили по дворам таусеньку кричать»; «детям подавали таусеньки — кренделя»; «под Новый год ходили, таусень сбирать»; в Рязанской обл. исполнителей овсеневых песен одаривали авсеньками — печёными колбасками. Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени». Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой.
  • Щедрый вечер, Щедрец. После того, как власть мороза ослабевала в народе отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Они продолжались двенадцать дней — с 24 декабря по 5 января. День Коляды, отмечаемый 25 декабря, не входил в число святочных дней. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю (13 января по новому). С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»... Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся. Белорусские традиции. С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье — этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу — тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). В этот день девушки гадали о будущем замужестве. Обрядовый ужин отличался разнообразием блюд и их скоромностью. Нередко хозяин совершал обряд приглашения за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика». Щедровали как под окнами так и в домах, где величали хозяев и желали благополучия в наступающем году. Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном (вместо «Светлый вечер» звучало «Щедрый вечер»). На Могилёвщине бытовала праздничная забава Щадрец (белор. Шчадрэц). Главным персонажем был «щадрец» или «щедра» — парень, изображавший девушку. На эту роль которого выбирали крупного парня. Его надевали в старьё (с маской на лице, горбом на спине, одежда пестрела колокольчиками, разноцветной ветошью, тесёмками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом (белор. жаўнерам) в соответствующем одеянии. Украинские традиции. Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы. Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера. На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц. На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка. Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке. В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду.
  • Васильев вечер. Народный праздник «Васильев вечер» отмечается 13 января (по старому стилю – 31 декабря – на кануне Нового года). Название праздника происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. У белорусов и украинцев более известен как «Щедрый вечер» или «Щедрец»; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как «Овсень», у болгар — «Сурва». У славян-католиков канун Нового года носил название «День Святого Сильвестра». Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит!». Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

Праздники 13 января 2018 года в странах мира

  • Праздник в Швеции 13 января 2018 года - День святого Кнута. В Швеции 13 января отмечается праздник под названием День святого Кнута. Этот праздник имеет большой размах и связан с традицией «выгонять» Рождество из домов, ведь отмечается он на 20-й день после Рождества (католического). В День святого Кнута в Швеции приступают к «выпроваживанию» Рождества из своих домов: снимают с елок украшения, убирают мишуру и т. д. Сопровождается «прощание» с Рождеством веселыми народными гуляниями.
  • Праздник в Таиланде 13 января 2018 года - День детей. Во вторую субботу января в Таиланде отмечается День детей. Дети в Таиланде считаются наиболее ценным достоянием страны, поэтому их воспитанию и обучению отводится крайне важная роль. В День детей в Таиланде обязательно дают свои наставления детям король и Верховный Буддистский Патриарх. В свою очередь премьер-министр страны ежегодно выбирает тему для Дня детей, которой посвящается празднование.
  • Праздник в Индии 13 января 2018 года - Лори. Лори (Lori или Lohri) празднуется ежегодно 13 января в Северной Индии (Пенджабе). Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni — огонь). Вокруг костра совершается парикрама (parikrama) — костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — пища, предлагаемая богу и подарки. Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования.
  • Праздник в Литве 13 января 2018 года - День памяти защитников свободы. День памяти защитников свободы в Литве отмечается 13 января как годовщина трагических событий 1991 года, когда советские войска попытались захватить телевизионную башню в Вильнюсе. В результате погибло 14 мирных жителей. 11 марта 1990 года Верховным Советом Литвы была провозглашена независимость республики, однако это решение не было признано советскими властями. В результате в январе 1991 года в Литве начались акции протеста. Власти СССР отреагировали на это, перебросив в Литовскую республику бойцов спецподразделений и частей ВДВ.