Самайн - праздник 1 ноября



Содержание: [Показать]

Поздней осенью, когда облетают с деревьев листья, а дни становятся короче, начинает ощущаться ледяное дыхание зимы. Самое время вспомнить о загадочном зимнем кельтском празднике Самайн, который начинали праздновать за три дня до 1 ноября. А праздничный пир продолжался целую неделю.

Праздник Самайн знаменует встречу мира живых с миром мертвых, он открывает все, что скрыто, отменяет само время. В переводе со староирландского Самайн - «конец лета». Самайн символизирует смерть увядающей природы и начало темной половины года, соединяет мир людей и мир духов. На целую неделю годовой круг останавливает свой ход, и наступает время подводить итоги. Согласно поверьям, в дни Самайна открывались врата между мирами живых и мертвых и потусторонние силы свободно гуляли по земле. Из холмов выходили на белый свет волшебные существа сиды, они дарили людям магические предметы и брали в жены самых красивых девушек. Этот загадочный народ никогда не вмешивался в человеческую жизнь, хотя обладал даром предвидения и мог бы помочь людям своими предсказаниями или уберечь их от зла. Легенды утверждают, что сиды были прекрасны и превосходили людей своей мудростью.

Обряды, ритуалы и традиции Самайна

Однако не только сиды проникали во время Самайна в мир людей. Множество злых сил, голодных духов скиталось под холодным ноябрьским небом, и уберечь от них могли только крайняя осторожность и специальные ритуалы. Не защитившись, любой человек рисковал оказаться в руках потусторонних сил.

Главным ритуалом защиты были жертвоприношения, они могли умилостивить силы иного мира и спасти людей от враждебных им существ. Богам жертвовали скот, в прибрежных областях - рыбу. В ходу также были кровавые жертвы, когда животным перерезали горло перед алтарями языческих божеств. После жертвоприношения детям кельтов мазали кровью лбы - это были отголоски обычаев еще более древних времен, когда в жертву богам приносили людей.

Кроме злых и добрых божеств, во время праздника Самайна в мир могли вернуться души умерших. Живые должны были воздать им почести, выказать уважение - люди вспоминали о тех, кого любили, примирялись с теми, с кем раньше враждовали. Кельты слышали голоса умерших, ощущали их присутствие и не боялись, поскольку знали, что те хотят поделиться сними сакральным знанием либо просто побыть рядом. Во время праздника люди имели возможность не только вспомнить ушедших, но и разобраться в собственной душе, понять, что в жизни стало лишним, ненужным, что пора отпустить навсегда, с чем можно расстаться без сожалений, потому что пришел срок.

Самайн - магическое время, но хозяйственные заботы никто не отменял и на время праздника. Недаром слово «samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание», «сход». В праздничные дни короли, вожди и народ кельтов собирались вместе для пиров, гуляний и разрешения споров с помощью поединков. В Самайн наступал срок уплаты податей, и каждый человек племени должен был явиться на торжество с данью и подарками вождям.

Поздней осенью наступало также окончание сезона пастбищ, в это время овец и рогатый скот возвращали к человеческим жилищам. Часть скота оставляли для племени, часть отправляли на убой, для запасов на зимнее время и, конечно, для пиров в дни Самайна. Но ни освещать пиры, ни готовить еду никто не мог с помощью старого, умирающего огня. Все светильники и костры гасили, и затем в очагах королей друиды разжигали новый, чистый огонь. Новый огонь добывали трением, а знаком особого благоволения богов считалось, если пламя зажигала попавшая в ритуальный костер молния. После зажжения чистого огня наступало время пиров.

Пища Самайна - сытная, зимняя. Это не просто еда, она призвана защитить пирующих от зла, дать им силы пережить грядущие холода. На столы кельтов во время праздника подавали свежевыпеченные хлеба, много вареного и жареного мяса, обязательно каши, молоко, сыры, яблоки, орехи. Из напитков в Галлии преобладало вино, в прочих кельтских странах пиво и mid - напиток из забродившего меда. Развлекали собравшихся на пир барды - кельтские сказители. Остатки трапезы не выбрасывали, они могли еще пригодиться для магических ритуалов. Хлебные корки, например, пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Гадания на Самайн

В Самайн кельты пытались с помощью духов, пришедших в мир людей, угадать, что их ждет. Это была опасная игра - духи могли и правда открыть будущее, но могли злобно подшутить над человеком: заставить его поверить в иллюзию как в действительное событие, или дать на вопрос нежелательный, пугающий ответ. Вот лишь несколько самых известных гаданий Самайна.

  • С помощью яблок гадали на суженых. Плод разрезали на девять частей, восемь съедали, а девятую бросали через плечо. Если затем быстро оглянуться, можно было увидеть того, кто предназначен судьбой в супруги.
  • По брошенной в костер паре каштанов гадали о согласии в семье: следили, раскатятся ли они в стороны или сгорят, лежа рядом, бок-о-бок. Считалось, что в дни праздника можно узнать и о количестве будущих детей, капая в блюдце с водой яичный белок и глядя на рисунок, появляющийся на воде.
  • В хлеб или овсяную лепешку запекали кольца, монеты и пуговицы и смотрели, кому что попадется в его порции. Считалось, что получивший кольцо в наступающем году женится или выйдет замуж, нашедший монетку - разбогатеет, а тот, кому попалась пуговица, проживет год без изменений.

Особое поверье есть у ирландцев: в Самайн нельзя оглядываться, услышав за спиной шаги, потому что это идет смерть, и если встретишься с ней взглядом, вскоре умрешь.

Как Самайн превратился в День Всех Святых

Христианство, пришедшее в земли кельтов, с язычеством и магией, разумеется, не уживалось. Но, обычаи старины полностью искоренить оказалось невозможно. Оставалось приспособить языческие праздники к нуждам новой религии, что и произошло со временем. Мало-помалу Самайн стал Днем Всех Святых, а отголоском почитания духов остался канун праздника, всем известный как Хеллоуин. Его ежегодно отмечают в ночь на 1 ноября.

Под влиянием христианской религии Самайн превратился в день поминовения мертвых, когда ушедшие возвращаются в наш мир. Для христианских же священников сиды и другие волшебные существа превратились в злых духов, вредящих живым. Умершим перестали оказывать почет и желать встречи с ними, в канун Дня Всех Святых люди старались не покидать домов, чтобы случайно не встретиться с призраками, свободно разгуливающими по земле. Более того, в это время Церковь требовала от верующих полного воздержания и смирения, чтобы молитвы и благочестие могли защитить их от вечного зла.

Однако полностью уничтожить обряды Самайна не удалось. Остались традиционные прыжки через костер для очищения от зла. Вместо черепов поверженных врагов на заборах вывешивали мешки, набитые соломой, с нарисованными на них черепами, а на окнах устанавливали выдолбленные тыквы со свечами внутри. Дети, как и во время Самайна, ходили по дворам, пели обрядовые песни и выпрашивали подаяния. Те, кто подавал щедро, могли рассчитывать на счастливый и богатый год, а прижимистым хозяевам грозила утрата имущества.

Хоть и не в прежнем своем виде, Самайн отмечается и в наши дни. Удивительнее всего то, что его продолжают праздновать не только в таких традиционно «кельтских» странах, как Ирландия и Шотландия, но и в весьма, казалось бы, далекой от кельтов России. Новый Самайн напоминает праздник кельтского искусства, танца, музыки и театра. По настроению он гораздо ближе к Дню святого Патрика и выглядит совсем не таким таинственным, как в древние времена. Международный фестиваль «Самайн» ежегодно проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других российских городах и пользуется большой популярностью у знатоков и любителей кельтской культуры.