Вы находитесь здесь:Главная»Народные праздники, обычаи, традиции»Федор поминальник - 8 февраля

Федор поминальник - 8 февраля

Федор - поминальник – славянский народный праздник, посвященный поминальным обрядам и памяти святого Федора Стратилата. Святой Федор почитался как хранитель подземного царства, именно он оберегал покойных людей от ужасного темного змея, тревожившего души умерших и открывающего для них дверь в мир живых. Федор-поминальник – день, когда души мертвых выходят из нижнего мира и бродят среди живых, в полной тоске и одиночестве. Считалось, что тот, кто не поможет своим умершим близким вернуться в мир мертвых, будет страдать от «объятий покойника».

Житие святого Федора

Чествовали в этот день святого Федора. Жил святой в городе Константинополе, среди людей слыл высокообразованным и порядочным гражданином. За свою веру Федор был заточен в темнице, где долгие годы не говорил ни с кем, кроме мертвых. Дело в том, что с раннего детства он был наделен даром медиумизма. Юный Федор слышал голоса мертвых людей, ощущал их присутствие. Долгое заточение помогло ему раскрыть дарованный свыше талант, ведь ни с кем из живых общаться он не мог.

Так темница вместо того чтобы сгубить Федора помогла ему лучше понять себя, узнать иной мир. Он научился видеть души блуждающие по миру живых, и когда те осознали, что он способен видеть их и слышать, они начали стекаться к нему за помощью. Одним он помогал принять факт своей смерти, других успокаивал и помогал перейти на иную сторону.

Когда власть в Константинополе сменилась, святой Федор Стратилат был выпущен на свободу. Ему в управление был отдан старый заброшенный храм. Федор за короткий срок смог восстановить святыню, и вскоре рядом с храмом был образован Студийский монастырь. Святой Студит при жизни своей сотворил много чудес. К нему обращались не только за помощью в делах умерших, он помогал исцелиться от тяжких недугов, защитить дом.

По сей день святой творит чудеса, через свои иконы. Икона святого Федора может помочь во многом:

  1. Защитить любую постройку от пожара;
  2. Отпустить умершего человека;
  3. Сохранить здоровье на долгие годы;
  4. Вылечится от тяжкого недуга;
  5. Уберечься от гнева диких зверей.

fedor stratilat 800x529

Имея его икону на руках, можно сотворить множество магических обрядов, поставить сильную энергетическую защиту.

Традиции дня

День Федора - поминальника на Руси отмечали по особенному, с соблюдением древних славянских традиций. Считалось, что в этот день души умерших людей приходят в мир живых, и блуждают по нему в поисках своих близких. Согласно славянским верованиям души умерших людей переселяются в мир под названием Навь. Навь аналогична миру живых, души живут там, имеют свои обязанности. Одни живут в Нави долго, вторые перерождаются и вновь живут в мире живых, ну а третьи страдают, тоскуют и пытаются вернуться в мир живых людей любыми способами.

Категория душ, пытающихся вернуться в мир живых:

  • Ушедшие раньше срока. У каждого человека своя жизненная миссия, и свой срок жизни. Если жизнь прерывается внезапно, в раннем возрасте, вследствие несчастного случая, душе сложно принять свою смерть и уйти в мир мертвых.
  • Мужья и жены, у которых остались живые супруги. Это же касается влюбленных, которых разлучила смерть. Одна душа невольно тянется к другой, а такая любовь не признает смерти.
  • Те, у кого осталась невыполненная миссия. К примеру, если человек не выполнил отцовский, материнский или отеческий долг, бросил семью в сложную минуту.

Порой человек уходит их жизни в предназначенный для него срок, но его связь с живыми настолько крепка, что не отпускает душу в спокойную жизнь в мире духов. Именно эти покойники и блуждают в день Федора – поминальника, в поисках своих живых родственников и близких людей.

Чтобы мертвые не беспокоили живых, традиционно было принято ходить на их могилы и устраивать поминки. Такие поминки должны проходить по древним славянским правилам, иначе душа покойного не успокоится.

Собирались всей родней и вспоминали ушедших из жизни добрым словом, вспоминали все те блага, что человек совершил за свою жизнь, благодарили покойного. Молились Федору Стратилату, просили у него защитить души родных от нечистой силы, даровать им покой и смирение со своей кончиной.

Объятья покойника

Если в день поминальника Федора не соблюдались традиции касаемо поминок, могли наступить страшные последствия за это, в народе их прозвали «Объятья покойника». В календаре славян было несколько дней, когда души умерших могли выйти на контакт с живыми, повлиять на ход жизни в мире людей. Один из таких дней - Федор-поминальник.

Души, которых достойно помянули, обретали спокойствие, не вредили живым. Те же, кто бранил умерших, отказывался достойно вспомнить их жизнь обижал душу умершего - зарождал в ней гнев. Озлобленная душа цеплялась за живого человека, принимала его в свои смертельные объятья, и не отпускала до тех пор, пока не забирала живого в могилу.

Попавший к мертвецу в объятья мучился от кошмаров, видел наяву призраков, ощущал свою скорую смерть. Все это приводило к депрессии, бредовым состояниям. Нередко человек попадал в больницу для душевнобольных. Считается, что если душа покойного заточила вас в свои объятья, нужно купить на любом рынке горсть гвоздей. С этими гвоздями прийти на могилу покойного и забить их в могильную землю, говоря:

«Тебя мертвый – к миру мертвых прибиваю, крышку гроба твоего закрываю, с мира живых прогоняю. Не будут мучить меня объятья твои, я живой – и лишь смерти решать, когда в мир мёртвых за тобой мне бежать».

После этого ритуала душа покойного становилась бессильной, мертвец разжимал свои объятья.

Поминальные традиции славян

Славянские поминки – часть похоронной процессии. В момент смерти у кровати умирающего собиралась вся его семья – супруг или супруга, родители и дети, родные по крови братья и сестры. Все они молились, смотря на пламя свечи, которую заранее клали возле головы умирающего. Таким обрядом удавалось спасти душу от участи стать нечистой силой. Славяне верили, что в момент смерти человека одолевают бесы, и если им удастся поглотить душу, человек не уходит в мир мертвых, а становится сущностью низшего порядка.

Как только душа покидала тело, умершего омывали. Омовение подразумевало под собой очищение тела от скверны. Чтобы душе было комфортно в мире мертвых, тело его должно было очиститься. Омывали его водой, набранной в чистом роднике или святом источнике. К омовению не разрешено было допускать родственников умершего, это дело совершали специальные люди – омывальщики. Они же забирали все вещи, что были на покойнике в момент его смерти. После омовения покойного одевали в новую одежду. На Руси было принято хоронить в белом или просто светлом одеянии, чтобы человек пришел в мир мертвых обновлённым. Переодевали даже бедняков, на одежду для них собирали деньги со всего села, в качестве милостыни для покойного.

После тело клали в гроб, последний дом мертвеца в мире живых. Чтобы не перенять на себя энергетику смерти в гроб клали человека не голыми руками, а специальными рукавицами. После эти рукавицы сжигались в кострище. Ставили гроб так, чтобы лицо покойного смотрело прямо на лики святых, иконы. В момент этой процессии сдерживали слезы, и иные эмоции, покойного клали в гроб в полном молчании.

Домашние поминки проходили в семейном кругу. Родственники сидели у гроба покойного и вспоминали его добрым словом. Считалось, что чем больше хороших слов будет сказано о нем, тем добрее будет его душа, и не будет она терзать живых. В особенности придерживались этого правила при смерти сварливых родственников, души которых могли сильно навредить. Перед иконами ставили стакан с водой накрытый хлебом. Если намечалась поминальная трапеза, стакан с хлебом ставили на отдельное место за столом. Этим выказывалось уважение к умершему родственнику, ему в последний раз давали посидеть за домашним столом.

Гроб с покойным уносили из дома не родственники, а носильщики. Выносили покойного ногами вперед, стараясь не задеть ничего в доме. Если это все же случалось, эту вещь клали в гроб и хоронили с умершим. Славяне верили, что такова воля покойного, а игнорировать желания умершего строго воспрещалось. Вынос покойного вперед ногами, традиция, которой придерживаются даже сегодня. Это не дает умершему человеку оставить энергетических следов, и вернуться назад.

Пока опускали гроб в могилу, близкие должны были плакать, провожая слезами душу умершего. В христианской культуре на похоронах обязательно присутствие священника, читающего молитву. В случае если священник не мог прийти, его должен был заменить человек знакомый со священными молитвами. В язычестве похороны же сопровождаются песнопением посвященным богине смерти – Маре. У нее просили помощи для покойного в переходе в иной мир.

По приходу домой шли в баню. Только смыв с себя кладбищенскую энергетику можно было садиться за стол. После того как похороны были окончены, поминки продолжались уже в доме. Там за большим столом, собравшись вместе родные усопшего, соседи и знакомые вспоминали его, рассказывали истории из его жизни. Считалось, что так душа будет спокойна, и сможет уйти в мир мертвых чистой и умиротворенной. В тех же случаях, если на поминках ругались, душа терзалась, не могли покинуть живых, старалась остаться и примирить всех.

Поминки совершенные по всем правилам – залог того, что покойник уйдет и не будет докучать живым. Их следовало повторять по нескольку раз в год: на Радоницу, родительскую субботу и в день Федора – поминальника.

©  http://vedmochka.net