20 ИЮЛЯ ПЕРУНОВ ДЕНЬ — ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ЗАГОВОРЫ

20 ИЮЛЯ ПЕРУНОВ ДЕНЬ — ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ЗАГОВОРЫ

20 июля наши предки Славяне почитали одного из самых воинственных славянских богов. На землю являлся Перун — Громовержец, чтобы принять жертвы, порадоваться воинскому духу и наказать противников языческой славянской веры. Этот день был профессиональным праздником всех воинов — защитников родины, готовых встать за Русь против любого врага.

День Перуна 20 июля — история праздника

После Крещения Руси церковь постаралась вымарать из народной памяти и древнего бога и день его почитания. Для этого и календарь сменили, передвинув все даты на 13 дней и Перуна заменили на ветхозаветного пророка Илию. Таким образом сейчас у Перунова дня, как и у Ивана Купала и у многих других славянских праздников, две даты празднования — одна из них, по моему мнению более верная, — 20 июля, а вторая — 2 августа, ныне более известная как день пророка Илии.

Перун у славян — бог грома и молний, сын Лады, хозяйки Ирия, славянского рая, и Сварога, бога-вседержителя. Перун был покровителем правителя Руси и его дружины, то есть войска.

Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра

подписаться

Наши предки представляли Перуна как высокого, статного светловолосого и голубоглазого воина в золотых доспехах и красном плаще. По легенде, павшие на поле боя славяне попадали в небесный Перунов полк и вечно хранили всех честных людей от зла. 

Капища, славянские алтари, в честь Перуна обязательно строились на самом высоком месте в округе. Идолы Перуна изготавливались обязательно из дуба, который был символом бога-громовержца.

В первую очередь Перун является покровителем воинов. Его почитали после крупных побед, а перед сражениями просили у него помощи.

Перун

Но не только воинам помогал Громовержец. Перун также был защитником Яви, то есть нашего мира, от существ из Нави, то есть мира потустороннего. Громом и молниями воинственный бог изгонял всех обитателей Нави, которые пытались попасть в наш мир, дабы они не вносили раздор и хаос в сложившийся уклад. 

Согласно легендам, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали гром и молнии небывалой силы. От своего отца, Сварога, Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также способность владеть любыми видами оружия.  Сварог вместе с Симарглом, богом огня, закалял сына в кузнице на священном огне Ирия и лишь спустя много времени Перун научился подчинять себе гром и молнию — неистовые силы природы.

Отличительными чертами Перуна были красный плащ, который в более позднее время стали носить все военачальники, богатырский конь и огромная палица, по другой версии — топор или секира, подаренная ему Сварогом.

Много легенд связано с Перуном-громовержцем. Он, по сути, является славянским аналогом древнегреческого Геракла и римского Геркулеса. Он побеждал змееподобного Скипер-зверя, одолел морскую тварь Чудо-юдо, сражался грифонами и василисками. За свое бесстрашие, ярость и неукротимое  упорство Перун был поставлен главным защитником Яви, мира людей и Прави, мира богов.

На закате языческой эры Перуна почитали во всех городах Руси. В самом центре Киева рядом с княжеским дворцом много лет находился огромный идол Перуна. И только после крещения Руси идола сбросили в Днепр.

Интересный момент: согласно преданиям, тысячи жителей Киева, которые мягко говоря не желали принимать новую веру, бежали за плывущим по реке идолом  и кричали — Перун, выдубай, то есть выплывай. На месте, где статуя Перуна пристала к берегу был построен и стоит до нынешних времен Выдубицкий монастырь.

Прошли столетия, христианская церковь огнем и мечом насаждала свою религию и постепенно в народном сознании образ громовержца заменился образом ветхозаветного пророка Илии. А Перун, некогда могучий бог пресветлой Прави, был забыт.

Перунов день — традиции и обычаи

51a64d8986d34de99a5252c71fed7812 1590424997

А теперь давайте перейдем непосредственно к празднику в честь громовержца — дню Перуна.

Наши предки называли Перунов день сердитым днем и по обычаю работать в это время строго настрого запрещалось. В народе говорили, что на Перунов день снопов никто не мечет, то есть запрещалась даже уборка урожая, потому как рассердившись и обидевшись на неуважение, громовержец спалит урожай молнией.

Славяне готовились к празднованию Перунова дня целую неделю — хозяйки пекли огромный пирог для всех жителей, варили пиво, готовили творог, заготавливали мясо для пиршества.

Праздник в честь Бога громовержца начинался с добычи живого огня, то огонь должен был разгореться от трения сухих веток. Этим огнем поджигали дубовые поленья.

Весь праздник делился на две части  — первая была посвящена воинам, а вторая — земледельцам.

Мужчины в этот день приходили к капищу вооруженными: кто ножом, кто топором, а обученные воины — с мечами в руках. Славление начиналось с торжественного шествия с песней — такой вид в те далекие времена имели воинские парады. После шествия происходил торжественный обряд освящения доспеха. На щитах возле капища раскладывались ножи, копья, мечи, топоры…

Перед Перуновым идолом приносились различные дары — это могла быть пища, деньги или жертвенные животные. На свежей жертвенной крови волхвы заговаривали оружие и мазали ею лоб каждого воина — после этого он становился неуязвимым для противников. Рядом с капищем разжигалось восемь костров, а девятый горел посередине. В этом огненном кругу воины сражались между собой на кулаках или мечах, показывая перед Громовержцем свою силу, мужество и ратное умение. Тот, кто не решался в Перунов день выйти биться в круг, рисковал подвергнуться всеобщим насмешкам и презрению.

Для юношей в день праздника проходило посвящение в воины. Им предстояло пройти несколько довольно сложных испытаний, после которых их объявляли  полноправными воинами, и славянская община приступала к пиру.

На столы в Перунов день выставлялось в основном мясо, дополняли мужскую еду каши и пироги, а также напитки — хмельной мед, пиво и квас. В день, посвященный воинской славе, волхвы советовали не забывать и о любовных делах, где тоже проявлялась мужская доблесть. После праздника воинам полагалось провести ночь с женщиной, чтобы подтвердить свое умение и в любовных битвах.

Магия и обряды в Перунов день

flash 1455285 1920

В этот праздник знахари и волхвы собирали грозовую воду, которая использовалась в множестве обрядов — с ее помощью избавлялись от нечисти, находили и наказывали виновных, укрепляли здоровье и лечили раны.

Считалось, что воду, собранную в грозу в Перунов день, громовержец наделял особой силой, которая переходила к человеку и делала его крепче, выносливей, здоровей. Девушки использовали такую воду для наведения красоты, приведу для примера один из обрядов.

Обряд на красоту

Во время грозы в Перунов день в глиняный кувшин нужно собрать дождевую воду, в нее положить серебряную монетку или серебряное украшение. Важно, чтобы это было действительно серебро. После над водой читают заговор:

«Молния-краса, летняя гроза, покинь небеса, коснись моего лица, сойди на телеса, сойди на волоса. Пусть я буду красна да ладна, чтобы другим меня хаять было неповадно. Слова мои крепки да лепки, как сказала, так и будет, а кто бел-горюч камень алатырь изгложет, только тот слово мое превозможет! Да будет так.»

Этой водой следует умываться утром и вечером, а также можно по несколько капель добавлять в ванну.

Обряд на Перунову силу

Чтобы мужчина был здоровым, сильным и богатым в Перунов день следует найти дуб, обнять его, дождаться раската грома и сказать:

«Дуб-Дубище,
Перуна капище!
Дам те во Требище,
Яриле на Огнище
Сухо дервище
Во жарко кострище!
Ты расти, Огнище,
Согревай корнище,
До Небес, ветрище,
Подыми дымище!
Опали искрищем,
Воздыми снопищем!
Дажди, Дуб-Дубище,
Чтоб Сварога детищи
Жили век не нище!
Да будет так! Гой!»

Оберег от всякого зла

Чтобы не смогли сглазить и навести порчу в Перунов день следует стать под дождем и после того как ударит молния проговорить заговор:

«Ты, Перун-отец, туго тетиву натягиваешь, верно по цели огненной стрелой бьёшь, врагом и нечисть поражаешь, пусть твое стрела пронзит всякое зло на меня нацеленное ,спалит дотла и пыли не оставит. Слово моё крепко, да будет так.»

Заговор от болезней и для здоровья

Наговаривают на собранную в грозу воду и дают по небольшому глотку в день заболевшему человеку:

«На море-окияне, на острове Буяне Лежит бел-горюч камень Алатырь. У каменя стоит Перун с воями своими. Они отбивают, отстреливают От (имя) уроки и призоры, Щипоты и ломоты, ветроносные язвы, На чёрные грязи, на болота топучие, Откуда возврата нет, не было и не будет. Слова мои крепки и лепки, ключ и замок!»