Апостол Фома — день памяти 19 октября

Апостол Фома — день памяти 19 октября

19 октября по новому стилю православная церковь отмечает день памяти апостола Фомы — одного из 12 апостолов Иисуса Христа.

Дни памяти святого апостола Фомы:

  • 15 апреля — Воспоминание уверения апостола Фомы
  • 13 июля — Собор 12-ти апостолов
  • 19 октября — день памяти Апостола Фомы

Святой апостол Фома прошел трудный путь к вере в Господа и Его Воскресение. Однако, пройдя этот путь до конца, он в полной мере оправдал звание ученика Христова, принеся свет Евангелия в наиболее тяжелую для проповеди страну – языческую Индию. За это он удостоился венца мученика – высшей награды, которую только может даровать Господь Бог Своему праведнику.

Для вашего удобства мы создали телеграмм канал в котором каждое утро в 7:07 выходить крутой гороскоп на сегодня

подписаться

Прежде чем стать одним из ближайших учеников Господа Иисуса Христа, прежде чем отправиться в далекую Индию и стяжать славу мученика, апостолу Фоме пришлось пройти непростой путь духовного взросления под руководством Спасителя. О том, как складывалась жизнь святого Фомы во времена проповеди Господа, мы знаем не очень много. Однако даже по тем немногочисленным упоминаниям, которые до нас донесли евангелисты, можно составить определенное представление об этом ученике Христовом.

По преданию Церкви, будущий апостол родился в городе Панеаде в Галилее. Судя по тому, что в Евангелии его называют еще и Близнецом, у него, вероятно, был брат (братья) или сестра (сестры). Как и большинство учеников Христа, до своего призвания он занимался рыболовством. Как и все иудеи, он ожидал прихода Мессии, который, согласно представлениям того времени, должен был освободить страну и народ от римского владычества, восстановить славу Израиля и покорить весь мир.

И вот на проповедь выходит Иисус Христос. Еще во время Крещения Господня на реке Иордан, а может, чуть позднее, о новом Пророке узнает и рыболов Фома. Как именно будущий апостол пришел ко Господу и стал его учеником, Евангелие нам не сообщает, но Предание Церкви говорит о том, что, услышав проповедь, Фома бросил свое ремесло и сразу последовал за Спасителем.

Вполне возможно, что, как и большинство апостолов, Фома сначала не понимал, куда и для чего призовет их Господь. Однако одним из главных их качеств была детская, наивная чистота и вера – они верили, пусть еще смутно, что Христос и есть Тот Мессия, Которого они ждали.

Первый случай, когда Фома упоминается в Евангелии, связан с призванием Господом двенадца ти Своих ближайших учеников. Как видно из текстов евангелистов, Фома (вместе с другими учениками) не просто становится апостолом Христа, но и получает особую власть, особый дар от Бога – исцелять болезни и изгонять бесов. После упоминания о призвании двенадцати учеников евангелисты-синоптики (то есть писавшие практически синхронно Матфей, Марк и Лука) больше не упоминают о Фоме. Он, как и большинство из двенадцати, не выделяется из общего числа – в этом есть особый смысл. Тем самым евангелисты показывают единство апостолов в их следовании за Христом. Однако совершенно скрытым образ апостола Фомы не остался. Наиболее яркие моменты его следования и служения Господу донесло до нас Евангелие Иоанна Богослова.

Первый эпизод с участием апостола Фомы произошел в момент, когда Господь отправился в Иудею, чтобы воскресить Своего друга Лазаря. В Иудее на Иисуса Христа уже пытались нападать сторонники книжников и фарисеев, чтобы побить камнями за Его проповеди к народу. Помня это, ученики спрашивают Христа: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?». Однако Христа нельзя было остановить угрозой смерти, поэтому Он отправляется в путь.

И вот здесь мы видим действия апостола Фомы, которые как никогда ярко характеризуют его веру. В ответ на желание Христа идти в Иудею, где Его могли убить, апостол обращается к другим ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним». В этих словах видна искренняя готовность Фомы умереть вместе с Господом. Возможно, апостол прозревает тот будущий путь мученичества, который предстояло пройти и ему самому, и другим апостолам.

Следующий эпизод Евангелия от Иоанна, где мы видим апостола Фому, связан с Тайной вечерей. В эту ночь, в преддверии Своих Крестных страданий, Христос проводит последнюю беседу с учениками и устанавливает Таинство Евхаристии. И вот, когда Иуда Искариот уже покинул Вечерю, чтобы предать Христа, Спаситель говорит апостолам о том, что Ему предстоит первым войти в Царство Отца Своего и приготовить место для них. Но путь, которым апостолы должны войти туда – это путь проповеди, мученичества, свидетельства о Христе как Спасителе мира: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». И вот, после этих слов Христа апостол Фома вопрошает: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». В этих словах проявилось то, о чем мы уже упоминали, – будучи со Христом, апостолы не были еще совершенны; они, как и обычные люди, еще сомневались, многого не понимали, ждали большего Откровения. Путь взросления еще не был окончен, и крепость в вере только должна была прийти.

На вопрос апостола Фомы Христос ответил словами, которые вошли в историю всего человечества: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Как мы видим, апостол Фома показан евангелистом Иоанном в наиболее важных моментах служения Иисуса Христа: призвание двенадцати и Тайная вечеря.

Однако самый яркий эпизод с участием апостола Фомы, который, несомненно, был явлен для тех, кто желает следовать за Христом, но не всегда находит для этого силы, связан с воскресением Спасителя. В один из дней после Своего воскресения Господь явился ученикам и Матери Божией, когда они пребывали в доме для своих собраний. Он явился в один момент, несмотря на то что двери дома были заперты, так как ученики опасались иудеев и боялись выйти на улицу. И вот, все смогли увидеть живого, воскресшего Учителя, смогли услышать Его голос и осязать Его тело. Однако среди присутствующих не было апостола Фомы, который в этот момент отлучился. Когда он вернулся и услышал от других о приходе Христа, то усомнился (снова показательный момент незавершенного взросления учеников Христа) и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Однако это было не просто недоверие. Апостол Фома, конечно же, желал, чтобы Христос действительно воскрес и так же, как и другие, уже поверил в Его Богочеловечество. Но, скорее всего, в этом эпизоде проявляется черта характера апостола – желание увидеть самому, запечатлеть для себя воочию факт воскресения. Это вполне нормальное человеческое чувство.

И вот, спустя неделю, в той же горнице произошло следующее: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». В этом отрывке соединилось в единое целое все: и сбывшиеся надежды апостола, и его желание самому прикоснуться к воскресшему Спасителю, и слова исповедания своей веры (а не отказа или сомнения в том, что явился не призрак). Однако самое главное здесь – это те слова, которые обращены Господом к апостолу Фоме, но адресованы всем людям вообще: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

В последний раз евангелист Иоанн упоминает об апостоле Фоме наряду с другими апостолами. Это связано с тем, что Господь до Своего Вознесения является ученикам еще много раз, учит их, наставляет. В один из таких моментов Христос явился ученикам на Тивериадском море. Для апостола Фомы это стало еще одной возможностью убедиться, увериться в воскресении Христа, хотя теперь оно уже было для него неоспоримым фактом.

Молитвы святому апостолу Фоме

«О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, но наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздиныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не по- жрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Вторая молитва апостолу Фоме

«О святый угодниче Божий, апостоле Фомо! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Тропарь

Глас 2: Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

ВЕЛИЧАНИЕ: Величаем тя, апостоле Христов Фомо, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

КОНДАК глас 4: Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Икона апостола Фомы

apostol-foma-ikona

Иконография

В иконографии святого апостола Фомы соблюдаются общие традиции православной иконописи, а основной акцент делается на максимально достоверной передаче образа святого.

  • Святой апостол Фома изображается молодым юношей, без усов и бороды. Такой стиль изображения является редкостью для православной иконописи. Однако именно так достигается историческая достоверность, ведь именно такой образ апостола донесло до нас Предание Церкви.
  • В другом варианте (он не так широко распространен) апостол Фома изображается старцем – этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии. Взгляд апостола обращен непосредственно на молящегося. Это также является традиционной формой изображения святых, которые являются заступниками и молитвенниками за нас пред Самим Господом Богом.
  • По традиции апостол Фома изображается в одеяниях, характерных для того времени, – хитоне (вид длинной рубашки) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одежд, в которых традиционно пишут апостола Фому, таковы: хитон – темно-зеленый или синий, гиматий – красный. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (в зависимости от традиции) или спрятана под гиматий, или держит свиток (кодекс) – это символ Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.
  • Характерной чертой иконографии апостола Фомы также является задний фон, который изображается красным, а не золотым, как обычно. Красный цвет в этом случае – символ мученичества, которое стало завершением жизненного пути апостола.