8 января — праздник Бабьи каши

8 января — праздник Бабьи каши

Древний языческий праздник «Бабьи каши» уходит своими корнями в глубокую старину. Незаслуженно забытый в наше время, он прекрасно отражает обычаи и традиции наших предков – славян.

Уникален праздник тем, что чествовал он повитух – женщин, занимающихся родовспоможением. Их нелегкий труд, почитаемый во все времена, особо отмечался в день «Бабьих каш», 8 января по нашему стилю и 26 декабря по-старому.

История названия праздника

«Бабин день», «Бабьи каши», «Бабины» — в разных областях этот праздник называется по-разному и в то же время очень похоже. Откуда же пошло такое необычное название?

Для вашего удобства мы создали телеграмм канал в котором каждое утро в 7:07 выходить крутой гороскоп на сегодня

подписаться

Раньше женщины в деревнях и селах рожали при помощи повитух. Повитуха, она же повивальная бабка, облегчала процесс родов, как могла. По старинным обычаям затапливала баню, окуривала роженицу дымящимися целебными травами. Произносила заговоры, облегчающие боль.

На роль повитухи могла претендовать только немолодая опытная, пожившая женщина, сама имеющая детей. Молодых девушек не допускали до этого рода занятий. Повивание получило синоним «бабканье» именно по этой причине.

Традиции

В этот день женщины, у которых есть дети, собирались вместе и шли чествовать повитуху. Они приносили ей подарки и угощения – блины, пироги, прочую выпечку, наливку и пиво. Так как раньше любая молодая женщина являлась потенциальной будущей матерью, им тоже не возбранялось приходить в этот день к повитухе.

По обычаю, повитухе дарили:

  • Одежду и нательное белье;
  • Холсты и куски тканей;
  • Постельное белье и полотенца.

Сама повивальная бабка тоже готовила специальное обрядовое угощение. Она варила кашу из гречки или проса, которой угощала будущих рожениц. Праздничной кашей благословляла маленьких детей, поднимая над ними горшок и произнося заговоры на здоровье и хороший рост. Чтобы маленький ребенок поскорее сделал свои первые шаги, кашей угощались старшие дети. Ее непременно нужно было съесть на улице и, в зависимости от пола новорожденного, поймать курицу или петуха. Птицу сажали в горшок из-под каши.

Часть каши относилась на капище Рода, славили Рожаниц и своих умерших близких.

При желании женщины иметь много детей, в этот день повитуха проводила над ней специальный обряд.

Праздник нередко продолжался до самого утра. Мужчины, как правило, на такие праздники не допускались.

Празднование в разных областях

«Бабин день» отмечался, а иногда отмечается до сих пор на территории современной России, Украины и Беларуси. Так же широко его празднуют в Болгарии. В зависимости от местности, традиции и обычаи этого дня имеют некоторые различия, хотя смысл праздника остается общим.

Нельзя не заметить, что празднование «Бабьих каш» неразрывно связано с водой. Женщины, а иногда и сама повитуха, купались, брызгались, обливали друг друга. Исконное значение этих действий – очищение. Стоящее недалеко в календаре «Крещение» тоже не обходится без купания в водоеме.

Обязательно в «Бабин день» проводилось поминовение умершей повитухи. За пренебрежение этим важным действием предполагалось серьезное наказание.

Традиционные ритуалы

Повивальную бабку катали по селу, лили ей на руки воду, делали подношения. Главная часть праздника проходила в доме повитухи, куда все собирались на традиционную трапезу. Разговоры за столом были специфические, часто с сексуальным подтекстом. Обсуждался процесс зачатия и родов, необычные истории родовспоможения.

Чтобы женщины были для своих мужей притягательными, повитуха кормила их сладостями и поила сладкими наливками. Раскидывала над ними просяную крупу, символизируя этим плодородность, желала женщинам иметь многочисленное и здоровое потомство. Хороводами завершалась такая веселая трапеза.

В некоторых областях повивальная бабка сама начинала праздник, навещая женщин в их домах. Она обтирала водой глаза детям, самых маленьких купала целиком, а женщин кропила водой. Небольшие подарочки в виде разноцветных лоскутков ткани или мелких монеток она повязывала детям на руки или голову. Благословляла детей помазанием медом и вином.

Молодые беременные девушки шли к повитухе сами. Она настраивала их на легкие роды и благополучное грудное вскармливание, совершая незамысловатые обряды. Брызгала молоком под одежду, наполняла водой чулки. Они же в свою очередь обливали ее руки водой, чтобы процесс родов прошел легко и «чисто». Очень важно было не обрызгаться самой, если женщина больше не хотела иметь детей.

В некоторых областях к празднику допускались мужчины, но только имеющие детей. Повивальную бабку катали по всему селу на тачке или осле, посадив задом наперед. Мужчины и женщины обряжались в женихов и невест, изображали веселую свадьбу. Если на пути такой веселой процессии попадались бездетные люди, будь то мужчина или женщина, им могло не поздоровиться. Женщину «пустоцвета» измазывали в дегте, а бесплодного мужчину били фаллическим символом, обычно в его роли выступала кукуруза.

Обряд на формирование пола

В этот день возможность творить обряды есть не только у повитух, но и у будущих рожениц.

Если вы узнали о своем интересном положении на маленьком сроке, когда пол ребенка еще не сформирован, то вполне можно его запрограммировать. Для этого необходимо провести обряд на желаемый пол будущего ребенка. Обряд требует времени и точного пошагового выполнения. Для осуществления ритуала вам потребуется:

  • голубая или розовая лента (зависит от желаемого пола ребенка);
  • 3 церковных свечи;
  • фото отца ребенка в бумажном варианте.

Возьмите ленту желаемого цвета и обмотайте крест — накрест ею фото отца. Дождитесь нужного дня (если девочка, то день женского рода, если мальчик, то день мужского рода, в зависимости от календаря зачатия). В полнолуние зажгите одну церковную свечу, и говорите 7 раз глядя на фото:

«Помолюся я раба Божья (имя) всем сторонам света. Попрошу, помогите мне, стороны света белого исполнить желание мое заветное. Семя раба Божьего (имя) во мне растет, развивается, дитятком желанным называется. Дитятко в утробе, девочкой (мальчиком) на свет Божий явись. Слово мое крепко, словно камень. Ключ. Язык. Аминь».

После того как заговор прочитан, фото положите вместе со свечами в вещи мужа. Все свечи необходимо жечь и читать заговор, столько дней подряд, на сколько их хватит, зажигая новую от угасающей.

Обряд на спокойные роды

Если вы боитесь, что роды пройдут неудачно, а вам вот-вот рожать, проведите следующий обряд.

Срежьте с беременной кошки несколько шерстинок, заверните в белую ткань и положите под подушку. Сверток не вытаскивайте до дня родов, в день схваток возьмите сверток с собой в роддом. Держите шерсть постоянно в руках и когда отойдут воды скажите:

«Как кошка котится без хлопот, да забот, так и я рожу дитятко здоровое».

Пока будете рожать, не выпускайте из рук сверток с кошачьей шерстью. Если такой возможности не представится, можно приготовить мешочек и положить в него шерсть. Мешочек следует носить на шее как амулет.

Обряд на легкие роды

Если вы забеременели, но беременность протекает трудно, облегчить состояние поможет древний славянский ритуал. Возьмите молодую дубовую веточку и горсть желудей. Веточку в укромном месте высушить, и когда он станет сухой спрятать у порога дома с внутренней стороны, а желуди закопать в землю со словами:

«Земля, землица родит дерево из семя — желудя. Росток крепнуть, да жизнью наливаться станет, а как вырастет сам желудят родить будет. Как Мать Сыра Земля из каждого семени родит, так и я раба Божья (имя) от семени раба Божьего (имя) рожу. Успокой землица тяготы мои, облегчи участь тела бренного. Аминь. Аминь. Аминь».

После этого дождаться полнолуния, достать засушенный дубовый прутик и сжечь. Образовавшийся пепел выбросить в открытое окно.