Бабье лето — когда начинается и сколько длится

Бабье лето  — когда начинается и сколько длится

Наступила календарная осень, но лето не спешит сдавать свои права. После первого ненастья люди с нетерпением ждут возвращения тепла — «бабьего лета». По вековым народным наблюдениям, в середине сентября на неделю, а порой и на две устанавливается по-летнему теплая погода.

Когда наступает Бабье лето

Из года в год Бабье лето отличается, как по дате начала, так и по продолжительности периода теплой и сухой погоды. Согласно прогнозам синоптиков в Европе Бабье лето начнется 14 сентября и продлится 2 недели, до 27 сентября. В Сибири и на Дальнем Востоке теплая сухая погода установится в конце сентября и продлится до 14 октября.

Погода на Бабье лето порадует всех, кто уже успел соскучиться за теплыми летними днями. После дождливых прохладных дней температура поднимется до плюс 15 — плюс 20 градусов Цельсия, тяжелые осенние облака покинут небосвод и мы сможем в преддверии зимы насладится двумя неделями прекрасной теплой погоды.

Для вашего удобства мы создали телеграмм канал в котором каждое утро в 7:07 выходить крутой гороскоп на сегодня

подписаться

Традиции, обряды и приметы на бабье лето

Управившись с летней страдой, еще столетие назад в деревнях, провожая вернувшееся лето, встречали осень. Бабий праздник Бабье лето, который начинается 14 сентября и продолжается до 27 сентября , слыло среди поселян «бабьим праздником».

Женщины, завершив летнюю страду, приступали к более легкой хозяйственной деятельности. Повсеместно начинали мочить, мять, трепать, стелить для просушки лен, ткать. Незамужние девушки примечали: если нить ложится ровно — муж будет покладистым, если неровно — негожим. А матери тем временем задумывались о невестах для своих сыновей. По вечерам они пекли пироги и накрывали столы, к которым приглашали девушек. За такими девичьими застольями парни приглядывали себе будущих жен.

Бабье лето открывало пору заготовок овощей и фруктов на зиму. В его первый день, как правило, хозяйки солили огурцы. Мужчины помогали выкапывать картофель, женская половина семьи занималась его переборкой. Для пожилых женщин бабье лето считалось последней возможностью погреться на припекающем солнышке теперь уже до следующей весны. В это же время они звали к себе знахарей, дабы поправить здоровье перед приближающимися холодами.

Связывали бабье лето и с возрастом женщины, когда ее красота расцветает в полную силу перед предстоящим, словно осенним увяданием. Летающую паутинку, серебрящуюся в солнечных лучах бабьего лета, сравнивали с первыми седыми волосами сравнительно молодой женщины.

В старину верили, что женщины могут воздействовать на погоду. На этом основании полагали, что возвращение лета среди осени — действие их чар.

Новолетие

Бабье лето открывал день Семена Столпника, 14 сентября, известный в старину как день церковного новолетия. Примечали, что как подарок к новому году в это время вновь устанавливалось летнее тепло. Говорили: «Семен — бабьего лета почин», «Семен бабье лето наводит».

Семенов день представлял для крестьян рубеж года, границу времен года, лета и осени. Поэтому святого также называли Семеном Летопроводцем, провожающим лето природы и как временной отрезок длиной в год. Как переходный период день новолетия был окружен своими традициями и обычаями.

Чтобы оставить в прошлом все невзгоды, деревенские жители обновляли на Семенов день основу домашнего очага — огонь. Потушив весь огонь в доме на ночь, с утра его зажигали добытым трением двух дощечек «живым» пламенем. В некоторых местностях новый заговоренный на благополучие и здоровье огонь приносил в семью деревенский знахарь.

В Семенов день первый раз сажали мальчиков на лошадей. Крестный отец совершал так называемый постриг своему крестнику, или «сажание на коня». К Семену Летопроводцу в деревнях приурочивали новоселья. Говорили: «Семин день на новоселье — будут в новом доме счастье и веселье».

С Семенова дня начинались засидки, или супрядки — вечерние работы при огне. Девушки собирались в заранее оговоренной избе и под песни принимались за рукоделие. Иногда на засидки приходили парни, чтобы пообщаться с девушками, посмотреть за ними в работе. Но не только за работой приглядывали себе невест. Парни тайком ходили подглядывать за похоронами мух, блох и тараканов — еще одним обычаем Семенова дня. Девушки собирали мух, блох, тараканов, муравьев и прочих вредителей и устраивали для них шуточные похороны. Под песни и притворный плач хоронили насекомых в маленьких гробиках из капустной кочерыжки, брюквы, свеклы или моркови. Верили, что после этого вредители исчезнут из дома на год.

Осенины

Через неделю от церковного новолетия верующие отмечали Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября по новому стилю. К этому дню крестьяне подводили первые итоги собранного урожая. За него благодарили Госпожу Богородицу, молили Ее о плодородии и на следующий год. Примечательно, что во времена язычества в эти же сроки древние славяне поклонялись богиням плодородия Ладе и Леле, чтили Рода с его плодотворным началом.

В день Рождества Пресвятой Богородицы на Руси крестьяне непременно отправлялись в церковь на праздничное богослужение, где славили рождение Матери Спасителя. Затем всем поселением люди шли к святым источникам, совершая там молебны, посвященные Богородице.

Образ Приснодевы в народном представлении ассоциировался с кристальной чистотой родниковой воды. Как правило, к этому времени становилось заметно прохладнее. И крестьяне, провожая лето, на Рождество Пресвятой Богородицы праздновали Осенины. Говорили: «Осенины — всякому лету конец».

Осенины в народе считались по большей части праздником женщин, днем воплощенного в их лице плодородия. Независимо от капризов природы осень крестьянки встречали у воды. Вот как это описывает русский этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров: «Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот».

Встретив по всем правилам осень, крестьяне сжигали свою старую одежду и обувь, чтобы уберечься от дурного глаза. Чтобы отвести порчу от детей, матери обливали их на пороге избы водой.

Бабье лето — праздник природы и людей, длящийся неделю либо две. Вечерами после трудов по хозяйству поселяне собирались за общим столом. Это была так называемая братчина — застолье, организованное вскладчину. На столах красовались дары лета: яблоки, фрукты и свежие овощи, в особенности — репа и капуста, подсолнухи, стояли рябиновые квас и настойки. Непременно выставлялось сваренное всей деревней пиво. И, конечно же, не обходилось без пирогов и главного символа урожая — большого каравая. За большим столом крестьяне поздравляли друг друга с завершением страды, сбором урожая и оставшимися свободными теплыми деньками.

Люди всеми силами пытались поймать последние мгновения уходящего лета. Пока позволяла погода, молодежь заводила хороводы на свежем воздухе, затевала подвижные игры. В более близкое к нашему время в центре деревенского праздника был гармонист, задающий тон общему веселью. Водились хороводы, распевались песни, вся деревня воссоединялась в коллективных народных танцах. Каждый человек хотел вобрать в себя тепло уходящего лета, запастись летним настроением на предстоящий долгий период непогоды и холодов.