Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов

Народные праздники в мае: Кузьмин день, Егорьев день, Яков Теплый, Иван Богослов

Наши предки замечали: «Убери пень в вешний день — и пень станет пригож». Не иначе как это говорилось о последнем месяце весны, ведь именно в мае зацветало все вокруг, природа окончательно оправлялась от суровой зимы и радовала людей теплыми солнечными днями.

Праздник 1 мая — Кузьмин день

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первыи? день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянскои? традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощеи? готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильныи? урожаи? овощеи?. В некоторых раи?онах воду для семян брали из родников три дня подряд на утреннеи? заре. Все это следовала проделывать таи?но, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяи?ки высевали мор­ ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра

подписаться

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметнои? птицеи? наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших днеи?: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне — следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на­ мочить дождевои? водои? волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечныи? теплыи? день обещал, что весь маи? будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым — он обещал теплое лето и хорошии? рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая — Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца. Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он — особо почитаемыи? святои?, охранитель воинов и всеи? Русскои? земли, почитавшии?ся под именем Егория.

В русскои? народнои? традиции Егории? Вешнии? считался покровителем всего домашнего скота, какои? водился в деревенском хозяи?стве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первыи? раз выгоняли на выпас лакомиться сочнои? весеннеи? травкои?. Чтобы до осени животные спокои?но паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяи?ка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать еи? «соченное молоко» — разведенную водои? толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больнои? и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы, припасенными с Вербного воскресенья. Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утреннеи? росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свои?ствами, и прошедшие по неи? животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особыи? почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледянои? водои? из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждыи? хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченныи? из лучшеи? пшеничнои? муки караваи?, называемыи? моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людеи?. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утреннеи? росе, обильно покрывавшеи? поля, — эта процедура была незаменимои? «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладныи? день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки — они могли повторяться еще до 40 раз.

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовои? вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальныи? день для девиц, которым не терпелось поскорее наи?ти своего суженого. В этот маи?скии? день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться — всю жизнь маяться». Больше того, и простои? разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У страннои? на современныи? взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливои? станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один маи?скии? день в самом деле мог накормить целыи? год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае — означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасеннои? заранее мартовскои? талои? водои?. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, — вода защищала их не только от недугов, но и от всякои? неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова — Звездоночник — говорит о примете, согласно которои? звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатыи? урожаи?.

Праздник 21 мая — Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов — брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелии?, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычаи? требовал испечь обрядовыи? пирог из лучшеи? пшеничнои? муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяи?ка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетныи? пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжаи?ше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости­ вить духов вспаханнои? нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На­ пример, с посевом пшеницы связан один забавныи? обычаи?. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачныи? союз с землицеи?- матушкои? и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала — они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к 19 столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожаи?. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уи?ти на подати. А если одинокии? жа­ воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычаи?но щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до тои? поры, пока последнии? лучик солнца не скроется за линиеи? горизонта.