Народные праздники и традиции июня

Народные праздники и традиции июня

За длинные теплые дни, обилие свежей зелени и ярких цветов называли наши предки июнь светлояром и червнем — светлым и прекрасным. А усердный труд в июне был залогом богатого урожая.

День поминовения равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены

В третий день лета наступает день поминовения равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены. Согласно преданию, эти святые много сделали для обращения Руси в христианскую веру, оттого и почитаемы православными верующими. А российские крестьяне называли царицу-мать Оленой Льняницей и считали покровительницей льняных посевов, очень важных для деревенского хозяйства. Льняную муку употребляли в пишу, а еще изо льна ткали полотно для изготовления одежды.

К этому времени в России заканчивали сеять хлеба и принимались за посевы льна, полбы и конопли. Сеяние льна требовало серьезной обрядовой подготовки. Накануне Оленина дня женщины собирались в одной избе, и каждая имела при себе пару куриных яиц. Их пекли в печной золе и укладывали затем в мешки с льняным семенем. Поутру мешки выдавались мужчинам-сеятелям, отправлявшимся в поле. Печеные яйца мужчины извлекали из мешков прежде семян и как можно выше подбрасывали над первой бороздой. Чем выше взлетали яйца, тем более высоким должен был вырасти лен. После выполнения обряда яйца съедали, а скорлупу от них приносили хозяйкам: ее толкли и добавляли в пищу курам, чтобы они лучше неслись.

Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра

подписаться

А если в доме не было мужиков и хозяйке приходилось самой сеять лен, делать это полагалось голышом, чтобы вызвать у льна… сочувствие. Считалось, что лен пожалеет несчастную, у которой нет ни единой рубахи, и уродится на славу, чтобы обеспечить женщину одеждой.

Для изобильного урожая льна имелись свои обязанности и у девиц. В сумерках они должны были выйти на перекресток дорог и изображать обработку льна: мять его, трепать и сучить из него кудели, а заодно распевать обрядовые песни. Девушки верили, что Олена Льняница заметит их старание и позаботится о богатом урожае.

Кроме льна, на Олену высаживали огурцы. Хозяйки занимались посадками, отогнав подальше от грядок соседей и даже домочадцев, чтобы рассада не пострадала ненароком от сглаза. Первый уродившийся огурец обычно закапывали в землю как жертву матушке-земле. Ненастный день на Олену предвещал холодную и дождливую осень, а пышный рябиновый цвет — хороший урожай льна.

Никита — гусиный страж 10 июня

10 июня православные вспоминают святого Никиту Исповедника, прославленного своей подвижнической жизнью архиепископа Халкидонского, жившего в 8 веке. Наши предки сделали святого ответственным за домашнюю птицу — гусей. Причем Никита Гусятник почитался главным образом как покровитель маленьких гусят: крестьяне полагали, что он бережет их от нападения хищников и всяких птичьих болезней. Рачительные хозяева непременно заказывали в этот день молебен святому, а охраняемых им птенцов выгоняли попастись на свежей» травке. Ради праздника гусят кормили обрядовой кашей с добавлением вареных яиц, чтобы те поскорее пошли в рост и как следует разжирели к Рождеству.

Обычно в июне уже вовсю колосились хлеба, и для беременных женщин считалась очень полезной работа в поле. А на Никиту по обычаю в поле отправлялись все бабы, ожидающие младенца, чтобы малыш родился таким же здоровым и крепким, как молодой колосок. Даже роды прямо на хлебной ниве считали хорошей приметой, потому что мать-земля как бы благословляла новорожденного, обещая ему здоровье и удачу в жизни.

Однако посреди шумящего хлебами поля можно было повстречать и серьезную опасность: к Гусятникову дню там уже пробуждались полудницы — полевые духи, принимавшие облик красивых молодух. Они кружились над полями в хороводах и могли ненароком свести с ума заглядевшегося на них мужика. Чтобы сберечь мужей от напасти, жены надевали им на шеи мешочки с землей, взятой с могилы кого-нибудь из недавно умершей родни. Полудницы боялись кладбищенской «мертвой» земли и не посягали на защищенных таким образом мужчин. Если Никитин день выдавался безветренным, крестьяне ожидали доброго урожая. Особенно обильно должны были уродиться хлеба, если на Гусятника выпадала роса. Ветер и холод, напротив, обещали недород и вдобавок холодную метельную зиму.

16 июня день священномученика Лукиана

16 июня приходит время священномученика Лукиана, епископа Бельгийского. Святой крестился после знакомства с апостолом Петром и вскоре прослыл красноречивым проповедником Слова Божьего. По приказу императора Домициана епископ принял мученическую смерть.

Поскольку день памяти святого часто выдавался ветреным, его и прозвали Лукьяном Ветреником. Наши предки верили, что в этот день ветер любыми средствами пытается попасть в человеческое жилище И если не может прорваться в дом через дверь, то будет стараться проникнуть в горницу через печную трубу, а заодно нагонит в избу дыма из печи. Оттого на Ветреников день хозяйки не готовили горячей пищи.

Вечером в день Лукьяна старшие в деревне выходили к околице, вставали по ветру и читали заклинание: «Ты сослужи-ка, ветру» и читали заклинание: «Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству христианскому, мужикам-пахарям на урожай богатый, малым ребятам на утеху, старикам на прокормление, а для тебя, буйного ветру, — на славу!» Если в ответ порыв ветра взвихривал пыль на дороге — просьба считалась принятой.

На Лукьянов день полагалось также заниматься «колодезным делом». К колодцам относились с большим почтением и ухаживали за ними на совесть. Однако бывало, , что источник «портился»: вода делалась мутной или начинала пахнуть болотом. В этом случае нужно было как можно быстрее найти место для нового колодезного сруба. И в ход шел бытовой дедовский способ, не требующий ни лозоходцев, ни

специального «водяного чутья». В подходящем для колодца месте на землю укладывали большую сковородку и оставляли ее на несколько часов. Если по прошествии времени на дне сковороды выступала влага — стало быть, вода находилась достаточно близко от поверхности.

День мученицы Акулины 26 июня

26 июня христиане почитают память мученицы Акулины, жившей в Римской империи в 3 веке. Девочке было всего -11 лет. а она не только сама приняла Христову веру, но еще и проповедовала ее среди подруг Гонители христиан казнили ее, не обращая внимания на юный возраст проповедницы.

А православное крестьянство звало святую Акулиной Гречишницей и чтило ее как покровительницу гречихи. Она была одним из самых капризных растений, высеваемых на российских полях, и никогда нельзя было знать заранее, на какой урожай можно рассчитывать. Поэтому для привлечения урожая полагалось точное соблюдение старинных обычаев. В Акулинин день по красным углам в каждой избе вешали связки гречи, чтобы Господь благословил капризную культуру на обильное размножение. Кроме того, никто в крестьянских семьях не занимался никакой работой, чтобы не спугнуть будущий урожай.

Из прошлогодней гречи на Акулину варили «мирскую» кашу и старательно потчевали ею всякого нищего или странника, какой забредал в деревню, а те в благодарность желали хозяевам: «Уроди вам. Боже, гречи без счету!» Остатками каши угощались и сами крестьяне, но сдобрить ее можно было только маслом, а добавление в кушанье молока строго воспрещалось, поскольку оно считалось в это время продуктом «от бешеной коровки».

Тому была своя причина: в конце июня скотину ужасно донимали разнообразные насекомые. А поскольку животные впадали в настоящее безумие от обилия слепней и комаров, то и молоко от них как будто заражалось бешенством. Не напрасно другим прозванием Акулинина дня было Арина — задери хвосты: в тщетных попытках избавиться от гнуса деревенские буренки целый день махали хвостами во все стороны. Но зато полчища мошкары в один из последних июньских дней обещали хорошую, умеренно теплую погоду на ближайший месяц.

Обычно в июне уже вовсю колосились хлеба, и для беременных женщин считалась очень полезной работа в поле. А на Никиту по обычаю в поле отправлялись все бабы, ожидающие младенца, чтобы малыш родился таким же здоровым и крепким, как молодой колосок. Даже роды прямо на хлебной ниве считали хорошей приметой, потому что мать-земля как бы благословляла новорожденного, обещая ему здоровье и удачу в жизни. Однако посреди шумящего хлебами поля можно было повстречать и серьезную опасность: к Гусятникову дню там уже пробуждались полудницы — полевые духи, принимавшие облик красивых молодух. Они кружились над полями в хороводах и могли ненароком свести с ума заглядевшегося на них мужика. Чтобы сберечь мужей от напасти, жены надевали им на шеи мешочки с землей, взятой с могилы кого-нибудь из недавно умершей родни. Полудницы боялись кладбищенской «мертвой» земли и не посягали на защищенных таким образом мужчин.

Если Никитин день выдавался безветренным, крестьяне ожидали доброго урожая. Особенно обильно должны были уродиться хлеба, если на Гусятника выпадала роса. Ветер и холод, напротив, обещали недород и вдобавок холодную метельную зиму. На Лукьяна примечай, откуда ветер дует 16 июня приходит время священному- ученика Лукиана, епископа Бельгийского. Святой крестился после знакомства с апостолом Петром и вскоре прослыл красноречивым проповедником Слова Божьего. По приказу императора Домициана епископ принял мученическую смерть.