Ысыах — история, традиции

Ысыах — история, традиции

Климат Сибири так суров, что самой большой радостью для народов, населяющих ее, всегда было начало теплых солнечных дней. Поэтому во второй половине июня они отмечают не только праздник солнца, но и начало нового года.

Ни один этнограф не возьмется сказать, когда народ саха (якуты) впервые отпраздновал Ысыах. Истоки торжества теряются где-то в древности. Если верить легендам, прародитель якутов — Эллэй Боотур — в начале лета собирал весь народ от мала до велика есть мясо, пить молоко и кумыс, водить хороводы и встречать солнце, дарящее людям жизнь. Время для праздника он выбрал не случайно: это был период массового приплода скота, изобильные дни, когда каждому доставалось пищи в избытке. Кроме того, Ысыах означал возрождение природы и восстановление человеческих сил после северной зимы. В древности праздник длился 10 дней и ночей, и каждый день Эллэй повторял: «Пусть таков будет удел наших детей!» Так он желал всему народу саха вечного процветания, здоровья и веселья.

Миновали столетия, но, как ни удивительно, и в наши дни Ысыах остался прежним. Сибиряки не растеряли ни единой мелочи из ритуалов и обычаев древнего праздника, и всякий, кто хочет в этом убедиться, может приехать в Якутию и увидеть все своими глазами.

Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра

подписаться

Подходящим местом для проведения торжества считаются широкие поляны, на которых подросла свежая трава. Их обычно окружают рядами молодых березок, призванных отпугнуть из округи злых духов. Чем больше пространство — тем лучше, тогда там могут свободно разместиться все гости.

Поскольку саха — народ-кочевник, особым уважением у него пользуется все, связанное с коневодством. Вот и в дни Ысыаха в самом центре праздничного круга устанавливают символическую коновязь — сэргэ. Верх ее венчает резная лошадиная голова, и весь столб покрывает причудливая резьба. Чтобы «небесные кобылицы» были благосклонны к людям и исполняли их просьбы, сэргэ украшают еще цветными лентами — саламой. Столб коновязи представляет собой воплощение мирового древа с его тремя мирами, иначе говоря — небольшую модель мироздания, которая передает благодать девяти божественных небес всем участникам торжества. Чтобы получить часть этой благодати в личное пользование, полагается дотронуться до каждой из восьми сторон сэргэ или поочередно прислониться к ним. Исполнившего обряд боги одаривают силой, здоровьем и благополучием. А поблизости от коновязи устраивают разновидность языческого капища — круг тюсюлгэ, дополнительно огражденный лентами, переплетенными с берестой. В центре капища располагается алтарь в виде маленькой урасы — древнего якутского жилища (шалаша, крытого берестой). Возле алтаря женщины расставляют лучшую посуду, наполненную кумысом — напитком из кобыльего молока.

Обряды древние и современные

После того как праздничная поляна обретает должный вид, настает время исполнения ритуалов Ысыаха. Главным из них всегда был Кюн Керсютэ — встреча восходящего солнца в день летнего солнцестояния. Появление над землей могущественного светила считается чудом, равного которому нет в человеческом мире. Люди не спят всю ночь, чтобы первыми увидеть солнце и зарядиться его мощной энергией на целый год вперед.

На сложенном из камней костровище готовится обрядовый костер. Но еще до того как шаман подожжет его, вокруг сооружения проводят лучшего жеребца, а женщины в это время окуривают пространство дымом от горящего конского навоза. Ритуальный дым должен достигнуть всех девяти небес и призвать милость бога Юрюнг айыы тойона, создавшего некогда народ саха, их землю и их коней.

Затем шаман алгысчыт (с якутского «благопожелатель») разводит костер и обращается к людям с приветствием и добрыми словами. Интересно, что шаман не ограничивается формальным пожеланием «всего хорошего»: он подробно перечисляет все необходимое людям для счастья, от здоровых, красивых и умных детей до благополучия и достатка в семьях и даже плодовитого скота.«Осчастливив» гостей торжества, шаман начинает торжественно произносить уруй-айхал — ритуальные слова приветствия солнцу, которые за ним хором повторяют все присутствующие. И едва из-за горизонта возникают первые солнечные лучи, все протягивают к ним ладони, что-бы получить благословение от «небесного огня».

Встретив восход солнца, все до одного участники Ысыаха пускаются в пляс. Народный танец — хоровод осуохай — символизирует неразрывный круг жизни, природу, которая умирает, но всегда возрождается вновь. Танцующие двигаются посолонь (по ходу солнца), как будто замыкают круг времени и пространства. В осуохае танцует такое множество людей, что в 2012 году якутский обрядовый хоровод угодил в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый народный танец в мире. И неудивительно: одновременно в нем кружились более 15 тысяч человек.

У тех, кого утомила пляска, есть возможность перевести дух, слушая олонхосутов — рассказчиков древнего эпоса олонхо. Подобно русским былинам песни олонхо передавались народом Саха из уст в уста и были записаны лишь в 20 веке. Эта «энциклопедия якутской жизни» в устах опытного рассказчика выглядит как целый спектакль: основной текст произносится речитативом, а речь от лица героев поется, да еще и на разные голоса. Олонхосуты всегда были желанными гостями на Ысыахе, и если их собиралось достаточно, между ними проводили состязания в мастерстве. Точно так же они состязаются между собой и на современных «солнечных праздниках».

Состязания

Однако поединком сказителей олонхо программа праздничных соревнований не ограничивается. Для желающих продемонстрировать окружающим свою силу и ловкость проводят спортивные состязания, как и сам праздник, имеющие давнюю историю. Однажды вождь саха по имени Дыгын решил сделать свое племя самым могучим и непобедимым среди соседей. Когда пришло время Ысыаха, он созвал на него самых достойных боотуров (богатырей) и предложил им сразиться между собой, чтобы узнать, кто может считаться самым великим и умелым воином. Идея древнего вождя благополучно дожила до наших дней: до сих пор на каждом празднике солнца проводятся «игры Дыгына», победители которых приобретают всеобщий почет и уважение.

Виды состязаний очень разнообразны, некоторые из них можно встретить только в Якутии, а другие напоминают спортивные занятия, распространенные во всем мире. Якутская борьба хапсагай, например, очень напоминает вольную борьбу. Задача борца состоит в том, чтобы любой ценой устоять на ногах — едва он касается земли другой частью тела, как бой им проигран. Зато прыжками через нарты люди занимаются только в северных краях. Для этого зрелищного соревнования в ряд выстраивают 10 нарт на небольшом расстоянии друг от друга. Участники должны прыгать поочередно через все нарты, поворачиваясь после каждого прыжка. Стоит кому-то из спортсменов сбиться с ритма или сдвинуть нарты, как его снимают с соревнования. Состязаются на Ысыахе также в прыжках на одной ноге, скачках, стрельбе из лука и многих других видах традиционных поединков.

Для тех, кто не дружит со спортом, на празднике также найдется занятие: они могут принять участие в шуточных конкурсах для обжор. Побеждает в них тот, кто сможет больше всех съесть мяса или выпить кумыса — считается, что чем больше пищи поместит в свою утробу победитель, тем больше счастья ожидает его в ближайшем году. И в чем бы ни состязались гости праздника, всех поддерживают их семьи, которые в Якутии очень многочисленны и близки между собой.

Ысыах — праздник «большой родни»

Вообще Ысыах всегда был в первую очередь семейным праздником. На него приглашалась ближняя и дальняя родня из всех улусов (районов), собравшиеся родственники много общались между собой, говорили о прошлом и будущем. Старики давали свое благословение молодежи. А молодые люди получали возможность присмотреть себе пару для создания семьи.

Современный праздник солнца собирает со всей Якутии до 200 тысяч человек, многие из которых находятся в родстве между собой. Подготовка к торжеств в каждой семье начинается задолго до его начала. По всей республике женщины готовят народные кушанья и напитки: кумыс и быппах (перебродивший с дрожжами кефир), суорат (простоквашу), вяленое мясо, хаан (кровяную колбасу) и другие блюда. Кроме того, для праздника они шьют национальную одежду — наилучшим нарядом для него по сей день считается народное платье саха, которое женщины дополняют серебряными украшениями. Илин кэбисэр — нагрудное ожерелье — девочки получают в подарок в пять лет, и затем к нему постепенно добавляются все новые детали, каждая из которых имеет свой особый умысел.

Дни Ысыаха дарят каждому, кто принимает в нем участие, радость и энергию на целый год. Полнее всего этот дар отражает заклинание шамана-алгысчыта: «Пусть голодный .насытится, обедневший — получи! помощь, погибающий — спасется, больному матерью станьте, хворому отцом станьте, детей в колыбелях нарожайте, десять улусов размножьте, живите счастливо с солнечной стороны друг друга».

Читайте еще в этом разделе: