Собор Архистратига Михаила — праздник 21 ноября

Собор Архистратига Михаила — праздник 21 ноября

Церковный православный праздник 21 ноября в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлен Православной Церковью с особым смыслом, ведь их служение Богу и людям проходит через все наше бытие. Ангельский мир был первым творением Божиим, архангел Михаил с другими небесными силами одержал победу над отпавшими от Бога духами. Ангелы возвестили рождение Спасителя. А главное, Второе пришествие Господа во всей славе будут сопровождать именно бесплотные Небесные Силы.

Говоря о Силах Небесных, заметим, что, конечно же, во многом наше знание и представление о них является условными, так как в своей полноте ангельский мир от нас скрыт. Мы многого о нем не знаем, а многое не способны понять или можем понять лишь в виде символа и образа, но никак не буквально. Открыто же нам только то, что имеет непосредственное значение для нашего спасения.

Еще в Ветхом Завете у народа Израиля существовало особое учение — ангелология, наука о невидимых духах, служителях Божиих. В первую очередь это учение основывалось на текстах Ветхого Завета, в частности, откровениях пророков. После того как рождается христианская Церковь, это учение в своих основных моментах включается и в ее богословскую систему. Этот процесс происходит постепенно, а во многих аспектах учение об ангельском мире в христианской Церкви переосмысливается, дополняется новой информацией.

Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра

подписаться

Одним из первых, кто говорил в Новом Завете об ангельском мире, был святой апостол Павел. Именно он в своих посланиях (к Колоссянам, Римлянам, Ефесянам) перечисляет некоторые ангельские чины. Однако наибольшее влияние на учение об ангельском мире оказали святые отцы послеапостольского периода — святые Дионисий Ареопагит (1 век, «О небесной иерархии») и Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок.753, «Точное изложение православной веры»). Именно работы этих богословов стали основой для формирования православного учения об ангелах.

В четвертом веке на поместном Лаодикийском Соборе Церковь установила празднование Собора (собрания вместе) архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. 35-м правилом Собора было отвергнуто и объявлено ересью поклонение ангелам как творцам и управителям мира.

Празднование Собора — 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Итак, в своей работе преподобный Иоанн Дамаскин дает следующее развернутое определение природы ангелов: «Ангелы есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным. потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».

Таким образом, под ангелом понимается духовное, невидимое, бесплотное по отношению к человеку (но в то же время обладающее определенной материальной оболочкой по отношению к Богу) существо. Ангел, как и человек, является личностью и творением Божиим. По своим характеристикам ангел превосходит человека: способность быстро перемещаться на большие расстояния, сила ума, невидимость и т. д. Если же ангел принимает какой-либо вид, то является только образом, формой, наиболее удобопонятной для человека.

Также Православная Церковь учит, что ангелы Божии окончательно утвердились в добре (а падшие — во зле) и поэтому не могут подвергнуться изменениям — отпасть от Бога или, наоборот, вернуться к Нему. Важным моментом в учении об ангельских силах является их предназначение. Дело в том, что с греческого языка слово «ангелос» переводится как «вестник», «посланник» — именно это слово и отражает одну из основных ролей мира духовных сил. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют именно служебную роль — они возвещают людям волю Божию. Ангел всегда являлся людям праведным с одной целью — передать конкретному человеку определенное повеление Божие. При этом все подобные случаи — редкость. В любой другой ситуации Церковь всегда предостерегала человека от принятия каких-либо явлений со стороны мира духовного. Есть еще понятие Ангела хранителя — это ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку с целью молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

Ангельские чины

Теперь посмотрим, что говорит Церковь об ангельских чинах. Сразу же заметим, что наименование архистратиг не является ангельским чином, это воинское звание, которым в древнем мире называли главных военачальников в армии. Михаила именуют архистратигом, поскольку он предводитель и начальник всех ангельских сил.

Итак, по учению Православной Церкви все Небесные Силы делятся на три лика. В свою очередь каждый лик подразделяется еще на три группы. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы (на иврите и греческом — «горящие, огненные, пламенеющие») — шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю — Господу Богу.

Херувимы (на иврите «керубим» — умы, распространители познания и мудрости) — четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы («богоносные») — у богословов есть несколько мнений о том, какое служение они несут. По одному из них это наиболее приближенный к Богу ангельский чин, как бы окружающий Господа. По другой, престолы будут непосредственно участвовать в последнем Суде Божием.

Второй лик

Господства — являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать страсти и похоти.

Силы — наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти — обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала) — наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы — начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передающие откровения. Собственно, именно к этому чину относятся наиболее известные в Православной Церкви ангелы — Михаил и Гавриил.

Ангелы — наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. Заметим, что в данном случае словом «ангел» обозначается именно чин Небесных Сил. В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретизации.

Иконы Архистратига Михаила

Архистратиг Михаил икона

Иконография

Иконография архангела Михаила имеет несколько вариантов, каждый из которых связан с определенным сюжетом, основанным на свидетельстве Священного Писания или явленного чуда. Важно заметить. что любое иконописное изображение архангела Михаила, как и других Небесных Сил. является только лишь символом. Это связано с духовной природой ангелов, которые не имеют плоти, а если и являлись людям, то только в удобопостигаемых образах.

Одно из наиболее известных иконописных изображений — «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» — основано на эпизоде из Священной истории Ветхого Завета, а именно — явлении предводителю народа Израиля, Иисусу Навину, архангела Михаила: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».

На иконах этого типа архангел Михаил изображается в полный рост, в военных доспехах и с оружием. В правой руке архангела изображается занесенный огненный меч, в левой — сфера с нанесенной монограммой Господа «IС ХС». Меч — символ власти, военного руководства, главенства, так как архангел Михаил считается главой всех Небесных воинств.

Сфера — это символ небесной сферы, мироздания. Как правило, архангел изображается в одеяниях римского (византийского) воина — тунике (иногда сверху бывает еще и панцирь) и алом плаще. Все это также является символическим изображением архистратига Михаила как военачальника. Глава небесного воинства изображается попирающим падших духов, то есть отпавших от Бога ангелов. Частью данной композиции является изображение Иисуса Навина, стоящего слева от архангела Михаила. Вождь народа Израиля обращается к архистратигу с молитвой о помощи и заступничестве.

Молитва Архистратигу Михаилу грозному воеводе

«Господи Боже, Великий Царю Безначальный! Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоєму (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О Господень Архангеле Михаиле! Демонов сокрушителю! Запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень великий Архангеле Михаиле, шестокрылатый первый княже, воєводо Небесных Сил Херувим и Серафим! О угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех делах в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящегося тебе и призывающего имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящего Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостол, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей, мучеников и всех святых Небесных Сил. Аминь.»

Молитва Архангелу Михаилу

«Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый с воинством своими главу прегордаго денницы на Небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли! К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо святей церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоих от всех враг видимых и невидимых. Будь вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиеся нам, яко с нами Бог и святии ангелы Его. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче ге хощем в безакониих наших погибнути, но еже безакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благия. Озари убо ум нам светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившися в законе Господни, престанем прочее валятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумия забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол содеянных нами совершим. Егда же приближиться час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телеси, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитный противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати души человечестей восход и горняя: да охраняеми тобою, безпреткновенно достигнем онех преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная и сподобимся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.»